Безымянные прогулки

mol2

Вскоре показались и наши пятиэтажки, которые стояли так же, как и в том 1995-ом.

Только в свежих красках.

Пятиэтажный дом, тот самый — «Дом Теплинского» виден в новом цвете, да и удлинён почти в два раза, а «Дома Борисевича» нет совсем, и только небольшие куски плит и бетона торчат из земли.

Хотя в то наше время пятиэтажка капитана Борисевича выглядела более-менее без дыр.

Перекрёсток на пересечении улиц, когда-то называвшихся Идрисова и Поповича, где 2-го января 1995 года получил смертельное ранение наш командир взвода, старший лейтенант Андрей Волков, выглядит, кажется, таким же темным и страшным.

Только названий у этих проулков теперь нет: на улице Поповича нет даже домов.

По «Идрисова» — стоят пару домиков, из окон которых по нам стреляли.

Теперь стены домов залатаны новыми красками и цементом.

Привокзальная площадь, ставшая более просторной из-за расчищенного в ровное место когда-то приграничного частного сектора, выглядела почти безлюдно, и только новенькие маршрутные автобусы «ПАЗики» с табличками на лобовом стекле «Ж-Д вокзал» разворачиваются здесь, на конечной остановке перед новым вокзалом.

Повсюду чистота, тротуары, дорожная плитка, зелёные газоны и скамейки.

И только здание, когда-то называвшееся новостройкой железнодорожного вокзала, в котором стояли наши бойцы из 7-й роты капитана Кошелева, также красуется прежними развалинами: 15 лет всё в том же виде.

Я медленно пошел к тем продырявленным стенам здания, где в одном из окон на втором этаже виднелась заставленная битым кирпичом бойница.

Я очень этому удивился.

Сам железнодорожный вокзал стоит на том же месте, как и раньше.

За вокзалом вдоль «железки» — «посылочная», где стояли на «блоках» наши разведчики, также в развалинах и тот пятиэтажный дом перед вокзалом (теперь, правда от него остались только два этажа), из окон которого по майкопцам лупили дудаевские гранатаметчики — «Дом Павлова» они его называли.

Всё, больше по всему Грозному я руин не увидел.

Перрон на вокзале пуст, и только две женщины в форме железнодорожников гордо прогуливаются у стен вокзала.

Один раз в неделю приходит из Москвы в Грозный скорый поезд.

Территорию депо узнаю сразу, но ничего из тех прежних зданий не сохранилось.

Проходим через железнодорожные пути, заходим в узкую калитку на территорию депо. Один гараж для тепловозов стоит слева и больше ни одного крупного здания.

Всё беру на видео своего «цифровика».

Территорию сократили втрое, расчистив огромные развалины в ровное место.

Обходим депо по «железке» слева и уходим в район имени Войкова, на те самые улицы перед рекой Сунжа, где мы стояли в феврале 95-го.

Улица Боевая, где на границе с депо еще высятся две огромные кучи бетонного хлама — …эхо войны.

Вскоре метров через пятьсот мы вышли к автодорожному мосту.

Это тот самый мост, который первыми преодолевали разведчики старшего лейтенанта Теплинского.

Правда, мост теперь сделан не из бетона, а из металла.

Прошли многие улицы и даже маленькие закоулки того нашего района перед Сунжой и вышли на улицу Колхозная.

Та самая улица, где был базирован наш батальон.

И везде на ту землю мне хотелось положить живые цветы.

Мне хотелось постоять, посмотреть на те наши домики, в которых проживали мы взводами.

Мне хотелось посмотреть в глаза, наверное, каждого прохожего чеченца.

А Хаважи то и дело подталкивал меня…

Потом снова поймали такси и поехали в район новостроек.

Строящиеся высотки-небоскребы теперь называются районом «Грозный — Сити».

Этот район — бывший район ресторана «Чайка».

На оградительном заборе стройки вывеска: «Строительство комплекса ведет турецкая строительная компания ООО «Бора Иншат».

Шесть небоскребов уже стоят во весь свой рост, а рядом вырыты еще два глубоких котлована глубиной 9 метров, на дне которых стоят трактора, вбивающие бетонные сваи еще на глубину 25 метров.

Под каждым зданием установлено сотня таких свай.

Сверху над сваями заливается бетонный фундамент толщиной в два метра, на котором уже будет расположена двухэтажная подземная автостоянка.

Два 30-этажных дома, два 18-этажных и один 40-этажный жилые дома общим количеством более 700 квартир вот-вот примут новых хозяев.

Рядом стоит 30-этажный 5-звездочный отель, с прославленными во всем мире скоростными швейцарскими лифтами.

На верхних этажах вскоре будут установлены огромный циферблат часов диаметром аж 19 метров.

Уже вечером мы заехали переночевать к хорошим знакомым Хаважа — Мусе и Саците: посидели в их семейном кругу.

На память мне друзья подарили два новых тома книги «История Чечни», где о Чечне, кажется, написано всё.

За эти дни я, частично прочитав первый том книги, увидел то, что сейчас та история Чеченского государства начала 19 века будто повторяется заново.

В моей душе проявлялся очень большой интерес ко всему, а тем более к истории Чеченских войн вдвойне.

Может и от всего этого я, наверное, сильно устал: мне хотелось уединиться.

Я так устал от всего.

Я так сильно устал, Господи!

Сбрасывая с себя весь ненужный негатив, я заглушил то состояние дагестанским коньяком.

А в Чечне уже как два года присутствовал «сухой закон».

Да, как же сильно оперился и обустроился Грозный.

Конечно же, с помощью Москвы.

И не только Грозный, но и вся Чечня.

Я всё это увидел своими глазами: Аргун, Гудермес, Урус-Мартан, Шали.

Какие стали красивые города. …

Не то слово.

Ну дай-то, Бог!…

Когда поехали в Хасавюрт на авторынок, то проезжали город Аргун.

Там то же самое.

Ещё три года назад Аргун был не такой, как сейчас.

Сегодня его не узнать.

И видно, что город стал многолюднее, помолодел.

Появились многие промышленные предприятия: завод «Пищепром» восстановлен полностью.

По договоренности с Авто– Вазом в Аргуне выпускают наши легковушки «семёрки» (Ваз 2107), а с июня 2011 года говорят завод будет переходить на сборку «десяток» -«Приора».

Работает в городе также сахарный завод: ширятся работы по объему производства сахарной свеклы.

Завод строительных материалов входит в свое русло и работает почти во всю мощь.

Ударными темпами восстановлен Дворец Культуры и построены еще два зала на 200 и 800 мест.

На Северном Кавказе ДК такого же типа и масштаба есть только в Краснодаре.

Строятся также новые сооружения Дворца спорта и стадиона.

В задумке строительство завода по переработке кожи и обувной фабрики, что может дать городу еще около 3000 рабочих мест.

Ведь еще начиная с 2005 года в восстановлении Чеченской Республики принимают участие не только руководство Миниобороны, Минфина, Спецстроя России, но и непосредственно руководство Чеченской Республики.

Уже после завершения «первой чеченской компании» Правительство России стало выделять огромные бюджетные средства на восстановление Грозного и всей Чечни.

Деньги шли большой рекой.

Но была ли польза от них?

Сотни миллионов рублей поступали в руки Масхадова и постепенно тратились на новые виды вооружения. «Чеченский волк» готовился к новой войне.

И только после «второй компании» Правительство Российской Федерации составило новый план восстановлении Чеченской Республики.

К 2005 году правительство Чечни в соответствии с договорённостью взяло на себя всю планировку и обеспечение безопасности. Сначала начали восстанавливать Грозный.

Спецстрой взял на себя работу по разбору завалов и последующее строительство новых домов.

Рабочие бригады в первую очередь приступили к работе за грунт: по всему центру Грозного снималось 15 сантиметров земли, это делалось из-за того, что на землю за время обеих «кампаний» было пролито немало химикатов, мазута и солярки.

В 2006 году в Грозном началась самая бурная стройка, и в 2008 году город практически был полностью восстановлен.

Но город продолжает строиться и по сей день.

Из районов завалов и руин вывозили тогда тысячи машин, гружённых мусором, испорченным грунтом и разбитыми кусками бетона и металлоконструкций.

Весь этот хлам поступал на переработку, и получаемый щебень шел на новые стройки.

Строительные работы в Грозном зачастую сопровождались инженерной разведкой.

Сапёры до сих пор находят оружие и взрывчатку.

Только в 2006 году на разбор завалов и подготовку строительных площадок в центре города из российского бюджета было выделено более одного миллиарда рублей…

В Чечне мы пробыли четверо суток.

Уезжали из Грозного с приподнятым настроением и теперь наша дорога лежала в Краснодарский край, Анапский район, станицу Гастагаевскую.

Уже к одиннадцати ночи мы проехали всю Ингушетию и Осетию.

При въезде в город Беслан нашу «Газель», остановил сотрудник ГИБДД.

Документы сильно не проверял, только спросил, какой груз везём.

А мы шли налегке.

— Командир!

Скажи, где у вас кладбище, где похоронены дети школы №1, убитые чеченскими боевиками?

— А вот прямо недалеко, ещё примерно 500 метров, а потом повернёте вправо и через метров 300 — кладбище.

Заморосил холодный дождь, и через несколько минут мы подъехали к огороженному низким бордюром из красного гранита участку.

Везде горят придорожные фонари.

Мы ступили на землю «мёртвого города», вернее на гранитные плиты «Города Ангелов».

На гранитной арке так и написано: «Город Ангелов».

Сердце и душа, казалось, стали сжиматься от увиденного: «Господи, сколько же их тут, маленьких, беззащитных детишек?»

— 160! И более 200 взрослых похоронены под холодным красным гранитом.

По телу прошёл какой-то устрашающий озноб, а ещё этот пронизывающий ветер с ледяным дождём.

«Господи! За что же это им, ещё не видевшим жизнь-то толком?»

Вот так жестоко расстрелянных руками иродов, злодеев, мразей и грязной нечисти.

На глазах выступили слёзы.

Я остановился и достал из куртки «цифровик», а Хаважи пошёл дальше по рядам, и, останавливаясь, наверное, у каждого надгробья, оплакивал погибших детишек.

Нет, он не плакал, он рыдал навзрыд.

Рыдал долго и страшно, ведь у него дома в Сорочинске такая же маленькая любимая дочка Раяна, которая скоро пойдёт в школу.

Детские игрушки, гномики и машинки лежат почти у каждого надгробья.

Цветы в вазах, детские куклы, казалось, тоже плакали вместе с нами, обливаясь каплями дождя.

Улыбающиеся красивые лица на фотографиях смотрят на нас, а нам смотреть на них очень тяжело.

Маленькие личики, волнистые пряди волос красивых девчонок: пятеро сестёр Таймуразовых вместе со своим братиком похоронены рядом друг с другом…

Ранее

Далее

 

Системы Безопасности
Добавить комментарий