- Что надо потушить?
- Компоненты пожаротушения эстакады
- Пенные генераторы
- Пенный насадок
- Универсальные пожарные фильтры
- БПГ – блок пожарных гидрантов.
- ПУС – пожарный успокоитель.
- Пожарные вышки универсальные (ПВУ).
- Лафетные стволы «Антифайер» (ЛС-СУ).
- Узлы подключения передвижной пожарной техники (УПТ).
- ДПН – напорные пожарные дозаторы «Фомикс».
- Система хранения и дозирования пенообразователя (СХДП):
- Блоки-контейнеры
- ПО
- Как потушить огонь на эстакаде?
- Как предотвратить пожар на эстакаде?
Доброго времени суток, дороги любители нашего блога.
Сегодня затронем вопрос интересный – как и какими средствами выполняется пожаротушение эстакады.
Знаете ли Вы, сколько необходимо пенообразователя, чтобы затушить загоревшуюся нефть в цистерне?
Или на каком расстоянии от эстакады следует парковать автомобиль?
Сегодня узнаете не только это, но и то, какая система пожаротушения применяется на подобных объектах, какие меры безопасности надо соблюдать, чтобы не стать жертвой разбушевавшегося огня, из чего состоит конструкция железнодорожной эстакады.
Давайте рассмотрим сначала базовые вопросы, относящиеся к нашей теме.
Что надо потушить?
Скажем в двух словах об этом комплексе.
Сливоналивная ж/д эстакада, представляет собой конструкцию, оборудованную для разлива нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны.
Такие сооружения нередко можно наблюдать вблизи вокзалов.
По типу розлива нефтепродуктов эстакады делятся на:
- сливные – работают только на слив из ёмкостей;
- наливные – для налива жидкости;
- сливоналивные – могут забирать горючую массу из цистерн, наполнять ею ёмкости.
По способу сообщения данные конструкции бывают:
- односторонние – с одним ж/д путем;
- двухсторонние – с двумя путями.
Сама работа по наливу/ сливу из цистерн легковоспламеняющихся и горючих жидкостей очень опасна, поскольку она ведется с соответствующими материалами.
Это, например, мазут, дизельное топливо, керосин, бензин, битум, прочее топливо.
Поэтому здесь всегда предъявляются повышенные требования к охране труда и пожарной безопасности.
Такой комплекс часто дополняют специальными техническими условиями, учитывающими специфику данной системы.
При проектировании нормативно-техническими специалистами
разрабатываются специальные действия, направленные на поддержание мер пожарной защиты.
Посмотрим, с помощью каких средств мы сможем предотвратить или потушить пожар на данном объекте.
Компоненты пожаротушения эстакады
Как можно заметить, эти установки довольно сложны для проектирования.
Но давайте опишем элементы логической схемы комплекса пожаротушения сливоналивной железнодорожной эстакады.
Это пенообразователи, а также противопожарные установки. Приведем их полный перечень.
Пенные генераторы
различной кратности (пеногенератор «Турбопен» либо универсальный водопенный насадок «Антифайер», рекомендуется наличие опции осцилляции (ОСЦ).
Они производятся в исполнении на пожарных соединительных головках ГМ, фланцах или поворотном устройстве ПУ-А (ПУ-Б).
Такая насадка гасит тепловой поток за счет большой скорости выброса вещества.
Пенный насадок
– устройство для получения распыленной либо плотной водной/ пенной струи под большим давлением.
Имеет значение угол выброса (факела), под которым пена/ вода будет выходить наружу – 0, 30, 60, 90 или 120 градусов.
Универсальные пожарные фильтры
Например «Тауэр».
Устройство для фильтрации воды, пенообразователя и прочих жидкостей.
Предотвращает засорение противопожарной техники, препятствует выходу из строя стационарных установок.
Ставятся на вводах систем пожаротушения, подводящих трубопроводах.
Рабочие температуры – от -60 ° до +50 °.
БПГ – блок пожарных гидрантов.
ПУС – пожарный успокоитель.
Преобразователь потока жидкости мощного напора в спокойное равномерно течение, т.е. некая межфланцевая вставка.
Применяется, когда невозможно подвести прямолинейный участок трубы.
Пожарные вышки универсальные (ПВУ).
На вышку обычно устанавливают лафетный пожарный ствол,
гидромонитор или другие средства подачи материала и управления ими.
Она может оснащаться дополнительным орошением
несущей конструкции или водяной завесой всего периметра огнетушения.
Лафетные стволы «Антифайер» (ЛС-СУ).
Устройства для подачи огнетушащего
вещества на высокие здания или дальние дистанции.
Если надо вести тушение на расстоянии
от источника пламени его применение тоже имеет смысл.
Узлы подключения передвижной пожарной техники (УПТ).
Узел используется для подачи раствора
пены либо воды в установках.
К нему присоединяют пожарный рукав
для подачи воды от техники в установку либо забора пены.
ДПН – напорные пожарные дозаторы «Фомикс».
Дозируют пенообразователь в воде для
получения рабочего раствора в процентном соотношении 1, 3 или 6 %.
Соблюдают режим потока воды при помощи встроенного манометра.
Система хранения и дозирования пенообразователя (СХДП):
турбиновый балансирующий или осевой дозатор либо бак-дозатор с большим показателем дозирования пенообразователя.
Это набор рабочих устройств, обвязки и измерительных приборов для дозирования пенообразователя в воду с заданной пропорцией.
Блоки-контейнеры
для пенодозаторной и для насосной станции – «Витязь».
Переносные каркасные конструкции.
Их форма учитывает высоту их внутреннего содержимого,
нюансы размещения оборудования, огнестойкость, другие особенности.
Могут содержать механизированные склады, насосные, пункты повышения давления.
Может включать ёмкости для воды, бак разрыва струи, другие установки.
ПО
– пенообразователь под определенные виды воды или горючего материала
(рекомендован фторсинтетический пленкообразующий пенообразователь «Аквафом» AFFF/AR либо AFFF).
Спиртоустойчивый пеногенератор для образования пены высокой,
средней и низкой кратности, разбавленной морской или питьевой водой.
Он изолирует горючее вещество выделяющейся полимерной пленкой, которая перекрывает доступ кислорода к источнику огня, одновременно понижает температуру тушимого объекта.
Как потушить огонь на эстакаде?
Каким же образом, используя перечисленные устройства взяться за тушение огня?
Определим, какой характер обычно носит пожар на таком объекте.
Все виды пожара на сливоналивной ж/д эстакаде можно классифицировать по трем категориям:
- горит розлив нефти на площадке эстакады;
- горит нефтепродукт в горловине вагонцистерны;
- горит и то и другое.
Если нефтепродукт был разлит по территории объекта, тогда рекомендуется использовать водопенные мониторы производительностью до 60 л.с-1.
Их очень просто перемещать по площадке.
Часто один монитор используют для тушения огня и охлаждения автомобильных цистерн, вагонцистерн, прочих конструкций.
Поскольку часть подаваемой пены улетучивается при соприкосновении с нагретыми поверхностями, то необходимо повысить интенсивность подачи пены низкой кратности.
При огне в горловине цистерны основной упор пожарная бригада делает на охлаждение металлических конструкций и гашение огня в горловинах люков.
Здесь целесообразно использовать управляемые мониторы, т.к. ими легко совершать маневры по направлению струи.
При отсутствии мониторов пламя стараются потушить при закрытой горловине цистерны
и одновременной подаче мощного напора воды внутрь.
Такая операция может быть небезопасна для самих пожарных.
Если у нас загорелась вся железнодорожная эстакада вместе с розливом и цистернами,
то предпочтительно начать с тушения разлитого вещества, а затем переходить к тушению огня на горловинах.
Здесь обязательно следует уделять часть пены для охлаждения металлических конструкций, вагонцистерн.
Упор делается на охлаждение фланцевых соединений цистерн и подводящих трубопроводов объекта.
Как предотвратить пожар на эстакаде?
Мы всегда должны помнить, что пожар легче предотвратить, чем потом заниматься его устранением.
Ознакомившись с Приказами Федеральной службы по пожарному надзору №№ 125 и 461, выделим ключевые тезисы по безопасной эксплуатации на железнодорожных объектах.
- Запрещается проводить ремонтные работы во время слива/ налива жидкости, подвозить транспорт на расстояние менее 100 м от эстакады, нахождение посторонних лиц.
- Запрещен подогрев нефтепродукта при температуры вспышки паров ниже 61 °.
- До проведения сливо-наливных работ цистерны необходимо закрепить к рельсам искробезопасными устройствами и заземлить.
- Обязательна установка обособленных тросовых либо стержневых молниеприемников для защиты от удара молнии.
- Должна предусматриваться установка датчиков уровня газа в воздухе. При достижении загазованности более 50 % налив и слив жидкостей следует остановить.
Соблюдение этих мер противопожарной безопасности на железнодорожной эстакаде сведет к нулю шансы возгорания нефтепродуктов.
На это закончим обзор системы и способов пожаротушения ж/д эстакады.
Надеемся, что изложенная информация была полезной.
Не забудьте рекомендовать наш блог своим друзьям и коллегам и подписаться на наше сообщество в социальных сетях.
До новых встреч на страницах блога. Всего Вам наилучшего!