Крылатая пехота — воины неба и земли
Солдатам и офицерам 106-й Тульской
Воздушно-десантной дивизии, всем во-
еннослужащим Российской армии, кто,
отстреливаясь последними патронами,
горели в танках и БМД на улицах Гроз-
ного и Гудермеса, Аргуна и Шали, но от-
стояли интересы России, посвящаю.
Истинное мужество есть не только
воздушный шар подъёма, но и парашют
падения.
Как незаметно летит время и как заметно меняются нравы!
Вроде как вчера ещё было: если юноша по каким-то причинам не служил в армии, то непременно вызывал подозрение: всё ли с ним в порядке?
И девчонки, приглядывая себе женихов, его сторонились.
Сегодня же всё наоборот: к призывникам, да и к солдатам-срочникам вообще, относятся едва ли не с глубоким сочувствием.
Но мне, например, такое не понять и не принять – старой я закваски, ещё со школьной скамьи мечтал попасть служить в десантные войска.
Ресурс Яндекс
Десантники – они ведь герои-витязи: и с парашютом прыгать умеют, и стреляют метко с любой позиции, и в рукопашной любому противнику зададут чертей.
И форма у них что надо – как раз для таких парней.
И в один прекрасный день сама судьба пошла мне навстречу…
– Есть кто дома?
Вам повестка! – с этими словами в один из зимних дней в дверях нашей квартиры возникла фигура молодой женщины, внештатного работника военкомата.
Она как по-хозяйски смела с валенок свежий утренний снежок, и, пройдя в коридор, вручила мне повестку.
– Распишитесь, пожалуйста, вот здесь. …Спасибо… До свидания…
Женщина ушла, а всё вокруг будто бы разом изменилось: настоящая взрослая жизнь как будто сама за мной пожаловала.
Провожали в армию меня весело, с бодрыми напутствиями, и я, как какой-нибудь именинник, был в центре внимания.
А на следующий день рано поутру, пятясь спиной вперёд, я переступил порог своего дома: примета у нас такая, чтобы назад домой вернуться благополучно.
Моя бабушка, вытирая платком слёзы, сунула в карман моей куртки иконку Спасителя и, тяжело вздохнув, перекрестила меня.
У райвоенкомата уже толпилась подвыпившая молодёжь, и отсюда начался наш славный армейский путь – сначала в Оренбургский облвоенкомат.
Здесь нас, призывников, собралось уже около полутысячи.
Я думал тогда, что из призывников, претендующих на службу в элитных войсках, наверное, я буду по росту самым маленьким – а это может перечеркнуть мою мечту.
После медкомиссии из всего этого огромного числа призывников в нашу команду отобрали всего двадцать два человека, в том числе и меня.
Высокого роста молодой офицер построил нас в одну шеренгу и громко объявил:
– Ваша команда – 43-«а» (литер «а» означал в то время – спецвойска).
Вас всех отобрали по первой группе здоровья, то есть самых крепких и здоровых парней.
Только такие нужны в воздушно-десантных войсках, где вы и будете теперь служить.
Город-герой Рязань ожидает вас.
Сочетание силы, воли, закалки и отваги – вот что будут делать из вас, молокососов!
ВДВ – престижные войска, ВДВ – это элита Российской армии.
Именно вас в первую очередь будут бросать в разные междоусобицы для наведения общественного порядка.
Ваш девиз всегда будет один:
«Нет задач невыполнимых!» Ясно?
И если я вас напугал, или, может, кто-то не хочет быть десантником, дело ваше.
Можете отказаться!
– вот такую доныне памятную речь произнёс старший лейтенант Рублёв –
наш «покупатель», приехавший за очередным пополнением (он же был и наш земляк-оренбуржец).
Испугавшихся службы в ВДВ среди нас не оказалось.
Мы стояли, охмелев от радости, не веря своим ушам, и думали:
«Неужели в десантуру?!»
Но и необъяснимая тревога заколотилась в сердце: разве мы похожи на крепких и здоровых парней-десантников, которых показывают по телевизору?
И даже тогда, в те 90-е было не редкостью увидеть здесь среди большого количества призывников таких парней, которые очень уж пытались «закосить» от армии.
Особенно сынков богатеньких родителей, которых зачастую можно было видеть у стен военкомата на дорогих иномарках.
Сейчас в нашу российскую армию таких сынков уже не призывают.
Так получается, что их будто бы забывают призвать на службу.
У таких парней в кармане уже лежит «волчий билет», купленный родичами за энную сумму.
Сейчас в российской армии служат в основном дети простых рабочих и бедных колхозников-крестьян.
Не зря многие из политологов и называют нашу армию – рабоче-крестьянской.
– В одну шеренгу становись! – скомандовал старлей.
– А можно спросить? – выкрикнул кто-то из строя.
– Можно «Машку за ляжку и козу на возу».
С этой минуты будете обращаться «разрешите» и отвечать «так точно». Ясно!?
– Понятно! – промычали мы каждый на свой лад.
– Не «понятно», а «так точно», молокососы! – проревел офицер-«вэдэвэшник».
– Подтягиваться на турнике умеете? Физкультуру, надеюсь, любили в школе?
Или как?!
К счастью, я еще в школьные годы отдавал физкультуре большое значение, ведь даже пытался в пединститут поступить на факультет физического воспитания, люблю турник и брусья, бег и футбол, поэтому служба в ВДВ мне особо трудной не представлялась.
Вскоре, однако, мне предстояло уяснить, насколько я сильно ошибался…
Как сейчас помню тот день 26 декабря 1993 года.
Древнерусский город на Оке.
Как считают многие его жители, Рязань – это город дождей, церквей и голубых беретов.
Вот и нас хмурое небо и моросящий сутками напролёт дождь встретил своим пронизывающим холодом, повсюду стояли лужи.
На дороге, ведущей к воротам части, рассматривались какие-то военные грузовики.
Центральный спортивный парашютный клуб (ЦСПК) с голубой вывеской и эмблемой ВДВ на воротах остаётся справа от дороги.
Миновали контрольно-пропускной пункт с табличкой «Войсковая часть № 41450», за номером которой скрывался ожидавший нас 137-й гвардейский Ордена Красной Звезды парашютно-десантный полк.Встретившие нас десантники-дембеля с азартом прокричали: «Духи, вешайтесь!»
С этого классического слогана и началась наша армейская жизнь.
Эх, как говорится в армии прибауткой: «Говорил мне Бог в военкомате, когда я шёл служить в солдаты: «Ты слишком грешен на земле – служить ты будешь в ВДВ».
Ну, если сам Всевышний дал мне такую долю, значит, тому и быть.
Ведь ещё в древности на Руси всегда были в почёте те, кто с гордостью шёл на защиту Родины и считал за честь выполнить свой гражданский долг.
Наши первые дни службы прошли в РМС (рота молодых солдат), расположенная на базе 1-го учебного парашютно-десантного батальона.
Избавление от домашних привычек, привыкание к спартанскому быту казармы вместе с тактическими занятиями, которые с нами проводил командир взвода капитан Максимов.
Более всего эти занятия были похожи на уроки выживания, а капитан Максимов был для нас первым командиром взвода, который запомнился, наверное, самым–самым.
А такие офицеры, как командир нашего 137 полка – гвардии полковник Серебряков Василий Георгиевич, командир 1-го учебного парашютно-десантного батальона – майор Планкин,
строгий замкомбат – старший лейтенант Шкильнюк, замполит полка – майор Александр Жукаев,
рассудительный замполит батальона – старший лейтенант Быков, всегда весёлый капитан Карасёв, умный – капитан Залепаенко, дерзкий старшина роты – прапорщик Пронин.
А также особо запомнился, и мне казалось, что он был добрый прапорщик, к которому издавна привязалась кличка от предыдущих служивших поколений десантников полка, и которого называли «шейная мазь».
Они каждый по-своему запомнились своими армейскими нравоучениями…
Командир полка Василий Серебряков, начальник ПДП Анри Правдюк, Евгений Савилов (однокашники).
– Через месяц вы будете принимать присягу на верность нашей Родине – Российской Федерации!
И каждый из вас к этому времени будет иметь уже по одному прыжку с парашютом.
Я сделаю из вас настоящих десантников!
Я обучу вас азам десантной науки – науке побеждать! – твёрдо и уверенно выдал нам на своём уроке наш взводный – капитан Максимов.
И буквально через неделю вместе с январскими морозами начались занятия по укладке парашюта.
Дело не шуточное, ведь, как говорится в войсках, как ты себе парашют уложишь, так он и раскроется.
А это уже гарантия твоей жизни.
Поэтому каждый десантник укладывает парашют для себя сам.
А вообще история воздушно-десантных войск берёт своё начало со 2 августа 1930 года, когда на учениях военно-воздушных сил Московского округа под Воронежем было выброшено на парашютах самое первое подразделение десантников в составе 12 человек.
Именно этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть преимущества и перспективы парашютно-десантных частей, их огромные возможности.
Мы уже знали, что прыгать придётся с высоты 800 метров.
Офицеры и специалисты по парашютно-десантной подготовке скрупулёзно наблюдали за каждым нашим действием.
Нескольких таких уроков, и мы уже безошибочно могли ориентироваться в контровках, стропах и стапелях.
И всё равно уже перед самой посадкой в самолёт ещё раз проверяем и подгоняем на себе подвесную систему, куда входят специальные парашютные лямки, обхватывающие бёдра и плечи.
Надо обязательно проверить, пусть хоть в пятый раз – контровки прибора парашюта, прикреплённого к основной сумке сбоку, и считаемый, наверное, самой главной деталью парашюта.
А вообще, в парашюте все до единой детали являются главными.
Дальше проверить – карабинчики, узелки, контровки, резинки запасного парашюта, всё осматриваем по наставлению.
И даже как-то на наши занятия пришёл самый главный специалист и начальник по парашютно-десантной подготовке – Анри Валентинович Правдюк.
Он со строгостью спросил о чём-то наших офицеров, потом задал пару вопросов кому-то из солдат и пошёл дальше.
Настал день первого прыжка.
Безоблачное небо, искрящийся на солнце снег.
Стартовая площадка аэродрома «Дягилево», где нас ждут легендарные «кукурузники» АН-2, площадкой приземления было широко раскинувшееся поле в районе «Житово», что под Рязанью.
В салоне самолёта рассаживаемся на дюралевых скамейках по весовой очереди.
Прижавшись друг к другу, каждый из десантников намертво зажимает правой рукой кольцо парашюта.
На уровне живота, пристёгнутый к грудным парашютным лямкам-ремням, висит надёжно упакованный купол запасного парашюта.
А сердце то замрёт, то вдруг забьётся, словно в лихорадке, и душа выпрыгивает из тела, и страх заполняет весь организм.
Кто-то из нас, пряча глаза, незаметно крестится…
И каждый пытается скрыть состояние своей души.
«Десантная лошадь», безразличная ко всем нашим переживаниям, привычно парит в воздушном океане.
Вдруг со всего маху в барабанные перепонки вонзился дикий вой сирены, по внутренней обшивке самолёта тревожно заметался красный свет сигнального фонаря.
В мозгу пульсирует молитва-заклинание:
«Дай Бог, чтобы раскрылся парашют!»
Через секунду проверяющий все наши действия офицер-руководитель открывает боковую дверь самолёта, и парашютисты-«первенцы» разом поднимаются со скамеек.
– Первый пошёл! Второй пошёл! Третий пошёл!
– ободряюще шлёпая по нашим плечам своей тяжёлой ладонью, он отправляет всех по «весовой категории очереди» в прыжок: выходят сначала самые тяжелые по своему весу, потом средние, а потом, уже последними самые легкие.
Словно прорываясь через весь накопившийся страх, друг за другом мы бросаемся в воздушную пропасть и сразу же судорожно выталкиваем столь въевшиеся в память слова:
«Пятьсот один! Пятьсот два! Пятьсот три! Кольцо!»
Потом остервенело мы дёргаем парашютные кольца, и, как последнюю надежду, выбрасываем их в никуда, вопреки всем наставлениям старших «спецов-парашютистов».
Через несколько секунд полёта ощущаешь резкий рывок и динамичный удар. Хлопок, и через мгновение тебя вздёргивает вверх.
Значит, порядок!
Парашют раскрылся.
Запрокидываешь голову вверх и видишь над собой 83 квадратных метра спасительного шёлка.
– Купол! Раскрылся! Ну, Слава Богу! – сами собой вырываются слова.
Мы теперь – настоящие десантники.
А белоснежный купол парашюта прогнулся дугой, туго натянувшись навстречу порывам ветра.
Звякнули, напрягаясь под весом «пассажира», парашютные стропы, словно гитарные струны.
И – тишина, только ты и небо.
Самый приятный момент в прыжке: под бескрайним небесным куполом – необъятная земная тишь.
А вон между серыми островками подлесков тянется бело-синяя прожилка незамёрзшей реки, а вдоль неё змейкой бежит дорога.
На душе спокойно и радостно.
Тишина и красота синего прозрачного воздуха.
Ты счастлив!
Ребята, медленно разлетаясь на своих парашютах по сторонам, что-то кричат друг другу.
И такая непередаваемая невесомость в теле, словно паришь во сне…
В дальнейшем нам предстояло совершить новые прыжки из десантных самолётов Ил-76, но из-за отсутствия денег в Министерстве обороны и нехватки самолётного керосина тренировки были приостановлены.
И оставалось нам только завидовать курсантам Рязанского Воздушно-десантного командного училища, поднимающимся в небо на борту тяжёлых «Илов».
Взлёт – и буквально через минуты чистое голубое небо, будто прозрачно-голубая скатерть, прошитая белыми стежками облачков, покрывается белоснежными куполами.
Словно небесные одуванчики, они плавно опускаются к земле.
А высоко над нами с почти бесшумным рокотом парит орлом улетающий в манящую даль огромный воздушный корабль.