Здравствуйте, уважаемые читатели. В настоящей статье мы с вами разберемся, как происходит автоматизация электрозадвижки пожаротушения. Как работает эта запорно-регулирующая арматура при установке на ВПВ или резервуар, по каким нормативам выполняется установка, и как должен осуществляться запуск электрической задвижки на трубопроводе. Узнаем, что нужно для выполнения проекта автоматизации задвижки.
Собственно, для чего она нужна? Чтобы регулировать поток огнетушащего вещества в трубопроводе, открывать и перекрывать напор воды. А зачем задвижке привод, не достаточно ли ручного управления? Не достаточно. Электрозадвижка пожаротушения применяется во многих случаях, например:
- если водопровод расположен в труднодоступной либо опасной для человека зоне;
- когда на объекте необходимо автоматическое регулирование водного напора;
- на месте с затруднительным использованием ручного управления.
Электрический привод также поможет фиксировать неполное открытие задвижки, нарушение режима работы, определять ее фактическое состояние.
Что по нормативу
Любой сложный механизм регламентирован нормативной документацией. Давайте посмотрим, друзья, какие нормы регулируют порядок работы электрической задвижки при тушении пожара.
- СП 5.13130.2009 (пункт 12.3.6): сигналы о неполадке электрической цепи, которая управляет задвижкой, и о неполном открытии ЗРА подаются по месту нахождения задвижек, если последние смонтированы вне помещения насосной.
- СП 10.13130.2009 (пункт 4.2.7): открытие ПК и электрической задвижки или пуск насосных установок должны выполняться одновременно.
То есть, ЗРА обязательно должны переходить в открытое положение при задействовании основных компонентов противопожарной системы. - СП 30.13330.2016 (пункт 7.2.9): на линии обвода счетчика запорная арматура оборудуется электрическим приводом для возможности ее запуска дистанционно вручную либо автоматически.
Электрозадвижка здесь будет незаменима.
- ГОСТ 5762-2002 (раздел 4): приводит минимально допустимые диаметры проходного сечения, размеры и прочие параметры задвижек.
- ГОСТ Р 53325-2009: описывает пожарную автоматику.
- ГОСТ 12821-80: регламентирует стальные приварные фланцы, потребуется при монтаже.
- ГОСТ 9698-86: расскажет все о задвижках.
Помимо этого, СП 5 предписывает нам обязательный контроль запорно-регулировочной арматуры. В этом есть смысл. Если, к примеру, у нас задвижка заклинила? А при пожаре обязательно надо ее открыть. Это может обернуться сильным промедлением и, следовательно, катастрофой.
Сфера применения электрозадвижек ПТ
Где мы можем использовать ЗРА с электродвигателем? Перечислим, друзья, основные виды объектов, где применяется электрозадвижка для системы пожаротушения.
- Общежития и жилые дома с количеством этажей от 12-ти и больше.
- Административные постройки высотностью от 6-ти этажей.
- Общественные здания (за исключением учреждений МБОУ).
- Театры, клубы, кинотеатры (кроме сезонных) и другие сооружения, где ведется видеозапись.
- Бытовые строения в промышленности общей кубатурой от 5000 м3 (кроме тех помещений, в которых запрещено использовать воду для тушения пожара).
Кроме этого, электрозадвижка обязательно монтируется на трубопроводе, который связан с АУПТ. Сигнал о пожаре приходит на пульт от детекторов либо от кнопки тревоги, а затем посылается ПКП на прибор, управляющий электрической заслонкой. ЗРА ставится на трубу диаметром 1,5-200 см. Хотя фактически их обычно устанавливают на трубу с диаметром от 5 см.
Типы электрозадвижек
Узнаем, какой бывает электрозадвижка для пожаротушения по своему исполнению, и как она работает в зависимости от этого исполнения.
- Поворотная.В этой конструкции напор воды перекрывает заслонка, расположенная внутри самой трубы.
- Клиновая.Поток огнетушащего вещества перекрывается плоской заглушкой, установленной на трубе ортогонально движению потока.
- Шланговая.Перекрытие потока происходит за счет сильного сдавливания шланга.
- Параллельная.Различают двух- и однокольцевые задвижки. Проток воды закрывается при попадании дисков в пазы.
Наиболее часто в системах ВПВ применяется автоматизированная задвижка клинового исполнения. Кроме этого, задвижки с электроприводом выпускаются в нормальном или взрывозащищенном исполнении. Второй фактор классификации – модель управления приводом. Выделяют следующие типы.
Многооборотная.
Такая задвижка перекрывает водяной поток не только открытой/закрытой позиции, но и фиксирует заслонку еще в некоторых других положениях для регулирования водного протока.
Взрывозащитная.
Ее конструкция усилена для защиты от чрезвычайной ситуации, к примеру, если по трубе у нас течет взрывоопасное вещество (химические, нефтегазовые предприятия).
Интегрированная.
Электрозадвижка с детекторами контроля протока. Это может быть уровнемер, который непрерывно замеряет уровень жидкости, или сигнализатор, определяющий заданное положение уровня воды в трубной разводке.С их помощью автоматически регулируется положение заслонки путем отправки сигнала на ПКП после анализа ситуации на участке ВПВ.
Как маркируется задвижка
Какое обозначение присуще этой арматуре? Электрозадвижка для систем пожаротушения маркируется в соответствии с таблицей фигур ЗРА, принятой в конце XIX века. Схема для определенной маркировки представлена на следующем рисунке.
Приведем расшифровку буквенно-цифрового обозначения задвижки для ПТ с кодом 30с941нж.
- «30» – вид ЗРА (задвижка).
- «с» – материал изготовления (углеродистая сталь).
- «9» – вид привода (электромотор).
- «41» – номер ЗРА от производителя.
- «нж» – из чего изготовлен уплотнитель (легированная сталь).
Помимо этого, большую роль играет условный диаметр водопровода (DN). Единица измерения – миллиметры. К примеру, DN65 это труба с диаметром 65 мм. Это может быть пожарный ввод, диаметр которого не должен быть меньше DN50. Заметим, что этот показатель может отличаться на доли миллиметра, поэтому и назвать его точным нельзя – только условный. Другой параметр – предел давления для нормальной работы электрозадвижки (PN). Так, PN20 сообщает нам, что ЗРА будет нормально работать, если давление системы 20 Бар.
Что у нас получается? Помимо основного обозначения важным является тип электрозадвижки по исполнению и параметр DN. Зависимо от этого выбирается тип электропривода для задвижки. Если одна диаметр одной трубы 120 мм (например, городской водопровод), а другой 460 мм, то, конечно, на них надо устанавливать разные электроприводы.
Пусконаладочные работы пожарной задвижки
Рассмотрим ПНР пожарной задвижки с электроприводом ГЗ-А. 100Н 24. Характеристики эл. задвижки
- Степень защиты I65
- Крутящий момент 100 Н*м
- Регулируемое число оборотов выходного вала от 1 до 300 об.
- Частота вращения 24 об/мин
- Питание 3ф~ 380V 50Hz
- Мощность электродвигателя 1.8 А
- Ном. ток электродвигателя 1.8 А
- Пуковой ток электродвигателя 7 А
- Масса 38 кг.
- Диапазон раб. темпер. -45С <t<+60C
Для первого пуска задвижки необходимо настроить концевики и подключить ШУЗ к блоку управления задвижки. Как настроить концевики, установить режим работы двигателя, индикатора положения затвора арматуры посмотрите вот тут:
Автоматизация электрозадвижки пожаротушения
В качестве прибора управления пожаротушения применяем ПУ (ПР) производства Плазма Т, который устанавливается в насосной водяного пожаротушения в шкафу ШАК.
В рассматриваемом случае ШУЗ производства компании Плазма Т, интеграция на верхний уровень происходит в систему пожарной сигнализации на базе ESMI. Необходимо точно подобрать шунтирующие сопротивления и обратить внимание на пусковое реле. Вид внутри шкафа можно посмотреть на фото:
Водяное пожаротушение часто применяет шкаф для управления электрозадвижкой. Это облегчает ее запуск и сокращает время на открытие/закрытие заслонки для выхода ОТВ. При работе автоматической системы тушения пожара ЗРА находится в открытом положении. В стационарном режиме задвижка закрыта и опломбирована. Опломбирование проводится водоканалом во избежание кражи воды при монтаже задвижки или после срабатывания.
Здесь возможна одна проблема: при ложном срабатывании системы ПС задвижка откроется и пломба слетит.
Потребуется заново ставить пломбу. Но порядок есть порядок, и надо ему следовать. Ниже можно посмотреть видео по ПНР пожарной задвижки. Посмотрите также рекомендации по подключению электрозадвижки от компании Плазма Т на альтернативные системы:
Правила монтажа
Как мы устанавливаем электрозадвижку для автоматического пожаротушения? Сначала проверяем ее работоспособность.
- Смазать или промыть клин.
- Полностью закрыть задвижку.
- Перевести в открытое состояние до упора.
Если она отработала, как надо, проверьте трубопровод на отсутствие посторонних предметов. Также до установки обязательно убедитесь, что значения показателей DN и PN (особенно оно) электрозадвижки соответствуют проектным величинам. С ответным фланцем задвижка скрепляется болтами заданного диаметра, зависимо от DN. Местонахождение фланцев и число болтов для крепления соответствуют ГОСТу 12821. Затем можно смело начинать монтаж.
- Ставим электрозадвижку на свое место.
- Выполняем крепление арматуры.
- Устанавливаем электропривод.
- Монтируем блок управления (ШУЗ).
Срок гарантии электрозадвижки для установок пожаротушения не меньше 2-х лет, срок эксплуатации 10 лет. Прибор рассчитан на минимум 2500 циклов работы. Но если правильно выбрать PN, изделие может прослужить значительно больше.
Что запомнить
Традиционно, дорогой читатель, перечислим основные утверждения нашей статьи, которые желательно помнить.
- Электрозадвижка пожаротушения устанавливается на пожарный трубопровод.
- В дежурном режиме задвижка закрыта и опломбирована, в рабочем открывается.
- Для автоматизации работы электрозадвижки используется ШУЗ.
- При монтаже задвижек на пожарный резервуар можно использовать сигнализатор.
- Выделяются многооборотные, взрывозащитные и интегрированные задвижки.
- Два вида пуска электропривода: дистанционный (от кнопки в шкафу управления) и автоматический (от системы ПС).
- При выборе и монтаже особенно обращайте внимание на показатели DN и PN изделия.
Скачать проект
А читателям, подписавшимся на наш блог, предлагаем вниманию проект и подробную технологическую схему электрозадвижки ПТ. Подписывайтесь и рекомендуйте блог своим друзьям. До встречи в следующей статье!